СТАНУТ ЛИ ШКОЛЫ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ?

Фото: www.sheladm.ru

      На  прошлой неделе в  рамках августовской конференции работники образования Шелеховского района обсудили вопросы, связанные с  созданием в  школах и  детских садах безбарьерной среды для детей с  ограниченными возможностями здоровья и  детей-инвалидов.
    ПРАВО НА  ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕЕТ КАЖДЫЙ
    Расширенное заседание коллегии управления образования, молодёжной политики и  спорта районной администрации состоялось в  школе № 5, где с  2015  года ведётся работа по  формированию доступной среды для детей с  ОВЗ и  детей-инвалидов. Началось мероприятие с  экскурсии по  учреждению. Директор школы Сергей Доброхотов показал коллегам помещение после ремонта, спортивный зал, оснащённый для занятий с  детьми, имеющими особые потребности, кабинет логопеда, сенсорную комнату, новое специализированное оборудование – вертикализатор, лестничный подъёмник, коляски и  ходунки.
    После знакомства с  материально-технической базой школы участники встречи обсудили процесс создания инклюзивной среды в  образовательных организациях Шелеховского района. Ключевым нормативным документом в  этом вопросе является Федеральный закон от  29.12.2009  г. № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации», согласно которому дети с  ограниченными возможностями здоровья и  дети-инвалиды имеют право на  получение образования в  течение всей жизни. Таким образом, законодательство обязывает органы власти всех уровней обеспечить для этого необходимые условия. Готовы ли  школы и  детские сады принять особенных детей?
    В  2016  году в  районном информационно-методическом образовательном центре был создан отдел сопровождения инклюзивного образования, в  его штат входят логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог и  врач-психиатр. Кроме того, во  всех школах назначены координаторы, с  которыми взаимодействуют данные специалисты.
    – Одна из  наших основных задач, – отметила начальник отдела Надежда Кабанец, – подготовка педагогов к  воспитанию и  обучению детей, имеющих различные нарушения в  развитии.
    На  сегодняшний день в  районе проживают 15342  ребёнка, из  них 148  инвалидов, 450  детей на  конец прошлого учебного года были охвачены разными формами коррекционного обучения. Отделом проводится большая работа по  организации курсов повышения квалификации и  семинаров для педагогов, проведению консультаций, в  том числе для родителей.
    ИСКЛЮЧИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРИНЯТЬ
    Надежда Кабанец также рассказала о  деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. В  2016–2017  учебном году было проведено 17  заседаний ПМПК, на  которых обследовано 265  школьников и  дошкольников. Напомнив о  том, что федеральный закон даёт равные права на  получение образования всем гражданам, Надежда Васильевна констатировала: в  последнее время возникают ситуации, когда руководители образовательных организаций в  нарушение законодательства стараются исключить детей с  ОВЗ и  детей-инвалидов из  числа обучающихся или воспитанников, чтобы избежать необходимости создавать для них специальные условия. Ведь работа по  формированию инклюзивной среды требует огромных усилий и  связана со  многими трудностями. Тем не  менее в  некоторых образовательных учреждениях района этот процесс идёт, и  небезуспешно. Так, своим опытом на  заседании коллегии поделились заведующий детским садом № 1 «Буратино» Людмила Судакова и  заведующий детским садом № 6 «Аленький цветочек» Наталья Бутакова.
    Директор школы № 6  Елена Дворянская рассказала, что в  прошедшем учебном году учреждение посещали 63  ребёнка с  ОВЗ. Для учащихся были открыты три специализированных разновозрастных класса. Ребята на  100 % обеспечены соответствующими учебниками, занятия проходят пять дней в  неделю. Положительные результаты обучения в  таких условиях отмечают и  педагоги, и  родители: к  каждому ребёнку здесь индивидуальный подход, у  детей повышается мотивация к  учёбе.
    Специализированный класс для ребят с  интеллектуальными нарушениями в  развитии появился и  в школе № 7  села Олха.
    – В  группе занимались 6  человек с  5-го по  8-й класс, – говорит директор Сергей Куренкин, – сейчас поступило ещё три заявления на  обучение, в  том числе ребёнка с  диагнозом ДЦП.
    Однако в  работе таких классов есть сложность: из-за разного возраста детей не  совпадает программный материал по  предметам. Елена Дворянская предложила создать в  каждой школе группу одной параллели: в  какой-то школе будут обучаться ребята 5-го класса, в  другой – 6-го класса и  т. д. По  словам заместителя начальника управления образования, молодёжной политики и  спорта Светланы Рязанцевой, эта идея уже обсуждалась, но  пока она не  находит поддержку у  родителей, которые не  готовы регулярно возить детей с  ОВЗ на  занятия, если подходящая школа окажется далеко от  дома.
    БАРЬЕРЫ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ
    Одна из  острых проблем при формировании безбарьерной среды, как отметили руководители школ, отсутствие необходимых специалистов. В  школе № 6, например, есть потребность в  ставках завуча по  инклюзивному образованию и  тьюторов – наставников, которые занимаются разработкой и  сопровождением индивидуальных образовательных программ для учащихся с  ОВЗ. А  на пять таких детей, к  слову, по  стандартам должно быть не  менее одного наставника.
    – Плюс помощники для него, – добавляет Сергей Доброхотов, директор школы № 5. – Если тьютор непосредственно организует учебный процесс, то  его ассистенты (они не  относятся к  педагогическому персоналу. – Прим. авт.) помогают ребёнку с  самообслуживанием, то  есть оказывают техническую помощь, следят за  охраной его здоровья. Необходимо акцентировать внимание на  проблеме штатного расписания в  образовательных организациях, поскольку невозможно обеспечить качественное доступное образование для детей с  ОВЗ и  детей-инвалидов, опираясь только на  интеллектуальный потенциал педагогов. Создание безбарьерной среды предполагает увеличение численности узких специалистов и  наличие существенных материальных ресурсов.
    А  это ещё одна острая тема. В  олхинской школе, к  примеру, кабинет, где функционирует специализированный класс, не  оснащён современным оборудованием для проведения уроков с  детьми-инвалидами. Материально-техническая база всех учреждений требует серьёзных вложений. Частично решить проблему может участие образовательных организаций в  программах разного уровня, о  чём рассказала начальник управления по  вопросам социальной сферы администрации Шелеховского района Марина Гапанцова.
    – В  Иркутской области действует государственная программа «Социальная поддержка населения» на  2014–2020  годы, включающая подпрограмму «Доступная среда для инвалидов и  других маломобильных групп населения». Наша территория в  неё вошла. Кроме того, работает муниципальная программа «Дополнительные меры поддержки отдельных категорий граждан Шелеховского района» на  2015–2017  годы.
    Благодаря участию в  программах на  мероприятия по  созданию инклюзивной среды в  школе № 5  из  местного бюджета выделено софинансирование в  размере 1  млн 320,5  тыс. руб.
    – Это позволило нам провести благоустройство школьной территории, – рассказывает Сергей Доброхотов, – отремонтировать полы в  одной из  рекреаций здания, малый спортивный зал и  кабинет психолога, расширить дверные проёмы, смонтировать пандусы, полностью переоборудовать санузлы.
    На  средства регионального бюджета – 3  млн руб. – в  учреждение приобретено спортивное оборудование для детей с  нарушениями опорно-двигательного аппарата, информационное и  адаптивное оборудование, оснащение для кабинетов психолога и  логопеда, мебель, оргтехника, дидактический материал, развивающие игры, учебная литература, программное обеспечение. И  хотя работа проделана большая, в  школе, по  словам Сергея Доброхотова, доступная среда для детей с  ОВЗ и  детей-инвалидов создана частично.
    На  сегодняшний день администрацией района подготовлен проект муниципальной программы на  2018–2020  годы, которая даст возможность вновь войти в  госпрограмму Иркутской области и  получить финансовую поддержку на  формирование безбарьерной среды в  наших школах и  детских садах. При этом Марина Гапанцова пояснила, что включить все районные образовательные организации в  программу, рассчитанную на  три года, невозможно, поэтому педагогическому сообществу предстоит определить приоритеты в  данном вопросе.

 
По теме
Школа глазами экспертов и педагогов. «Круглый стол» в Иркутском обкоме КПРФ - КПРФ Иркутск Иркутское отделение Всероссийского женского союза «Надежда России» при поддержке Иркутского обкома КПРФ и движения «Образование для всех» организовало в Иркутске круглый стол на тему «Доступность образования».
05.09.2017
 
 
В минувший вторник в ДК «Металлург» состоялось пленарное заседание работников образования Шелеховского района.
01.09.2017
<a href="http://liveangarsk.ru/files/news/504917/e51-p1cie82v7n1au5o514n5d3f1mgj4.jpg">Скачать оригинал</a> - LiveAngarsk.Ru Губернатор Приангарья Сергей Левченко на организационном заседании Государственного комитета по планированию социально-экономического развития Иркутской области в качестве первой задачи будущего пятилетнего плана определ
15.07.2018 LiveAngarsk.Ru
Наша область переходит на собственный план пятилетнего развития Цели пятилетки Зарплаты работников бюджетной сферы должны прямо реагировать на рост доходов бюджета; Продовольственная безопасность региона;
13.07.2018 Газета Пятница
Сформировано одиннадцать долгосрочных и социально ориентированных задач Сергей Левченко, губернатор Иркутской области: «Считаю,
12.07.2018 Газета СМ Номер один
Самые крупные аварии Иркутской области — в традиционном обзоре «Пятницы» Пока различные аналитические службы анализируют статистику и выводят свои сложные умозаключения на тему,
13.07.2018 Газета Пятница
Родители и ученики шестого класса одной из школ Шелехова с тревогой ждут 1 сентября «Пятница» подробно рассказала историю конфликта в одной из шелеховских школ в конце мая.
13.07.2018 Газета Пятница
Суд обязал иркутянина платить долг по кредиту, которого он не брал Иркутянин Максим Кочетов неожиданно для себя заплатил долг за однофамильца и считает, что имеет право подать судебный иск о возмещении морального ущерба:
12.07.2018 Газета Пятница
Дневник международного бурятского фестиваля Иркутская область впервые за 10 лет принимала «Алтаргану».
11.07.2018 Окружная правда
Четыре ярких летних дня с 5 по 8 июля Иркутск и поселок Усть-Ордынский буквально жили Международным бурятским фестивалем «Алтаргана».
11.07.2018 Газета Областная
Иркутянка Александра Кузьминична Вильгельм в свои 92 года неожиданно начала писать рассказы,
11.07.2018 Газета Копейка
img_1979[1] - Газета Областная Министерством лесного комплекса совместно с Главным управлением Министерства внутренних дел России по Иркутской области и департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу проводится усиление мер по прове
13.07.2018 Газета Областная
Четыре июльских дня в Иркутске царил национальный колорит бурятской культуры Счастливый билет на конных скачках «Алтарганы-2018» достался Максиму Страхову из Усть-Удинского района.
12.07.2018 Газета Пятница
Четыре дня в Иркутске царил национальный колорит бурятской культуры Фестиваль по традиции открыл парад участников На трибунах стадиона «Труд» собралось более 10 тысяч человек.
12.07.2018 Газета СМ Номер один
Для нового тренера «Байкал-Энергии» дисциплина прежде всего Андрей Рушкин, главный тренер «Байкал-Энергии»: «Мышцы хоккеиста должны быть твердые, как орех».
12.07.2018 Газета СМ Номер один
Вниманию автомобилистов! - Газета Пятница Какие изменения на дорогах Иркутска ждут нас в самые ближайшие дни Дорожный ремонт в городе продолжается, и «Пятница» публикует новый график ограничения проездов для иркутских автолюбителей.
13.07.2018 Газета Пятница
В Иркутске спецкомиссия из сотрудников департамента дорожной деятельности комитета городского обустройства и представителей Росавтодора осуществляет проверку качества дорожного покрытия уложенного на улицах города.
14.07.2018 NewIrkutsk.Ru